Маленькие надежды большого искусства

И. Шведова

...Марафон начался днем в Зале им. Чайковского, где проходил гала-концерт лауреатов и финалистов первого Детского певческого конкурса «Надежда Романсиады».

Галину Преображенскую, думаю, нашим читателям особо представлять не нужно. Талантливый музыкант и при этом человек потрясающей энергии, много лет она занимается тем, что выводит на большую сцену молодежь. Ее знаменитая «Романсиада» - конкурс молодых исполнителей русского романса - уже семь лет пополняет ряды певцов, которых через «руки» Галины Сергеевны прошли сотни, со всех концов России. «Романсиада» стала для многих успешным творческим стартом, среди них уже есть настоящие знаменитости. Между прочим, большинство лауреатов «Романсиады» - солисты всех столичных музыкальных театров.

Но особое внимание Галины Преображенской всегда занимали дети, и создать певческий конкурс для маленьких певцов мечтала давно. Она не тот человек, у которого есть какие-то преграды в осуществлении дела, которому служит: буквально вслед заключительным аккордам «Романсиады-2003» зазвучали позывные нового конкурса.

Задача проста и благородна. На фоне всеобщего музыкального одичания посредством насаждения пресловутой попсы, которая, увы, благодаря усилиям недобросовестных шоуменов добралась и до детей, попытаться приобщить их к настоящей музыке. Дети пели все. Малыши -лучшие образцы детских песен современных композиторов. Ребята постарше сосредоточились на исполнении народных песен. А кто-то уже замахнулся и на классические романсы.

На этот раз жюри (композитор Людмила Лядова, солистка Большого театра Ирина Журина, хоровой дирижер и композитор Георгий Струве, а также лауреаты взрослой «Романсиады» Давид Гвинианидзе, Борис Борейко, Юлия Зиганшина, Максим Сытник, Алексей Кудря и Мария Людько) прослушало более ста ребят от 3 до 16 лет из музыкальных школ и хоровых студий Москвы и других регионов. В финал вышли четыре лауреата и два десятка дипломантов. Их выступления до отказа заполненный зал встречал бурно и очень по-доброму.

Когда на громадной прославленной сцене выступает ребенок, например, лауреат конкурса семилетний москвич Таймас Рахбаев, это трогательно. А если он еще и прекрасно поет!.. По-моему, те, кто попал на этот кон¬курс, уже «привиты» от пошлятины и примитива. Ведь этому предшествовала громадная работа педагогов и родителей. Может, наивно звучит, но почему-то мне кажется, что из этих детей уже не вырастут хамы и иваны, своего родства не помнящие.

Наверняка через несколько лет мы увидим на профессиональной сцене народную певицу, а нынче лауреата «Надежды Ро-мансиады» десятилетнюю Настю Донец из Георгиевска. Как проникновенно она пела народную песню «Матушка-голубушка»! А вот другие лауреаты - москвич Гор Восканян (16 лет) и Павел Манаенков из Дубны (11 лет) - скорее всего будут радовать слушателей старинными романсами и неаполитанскими песнями, а может, и оперными ариями. Только бы педагогам хватило терпения, а ребятам трудолюбия. Талант уже есть. Как только смолкли заключительные такты песни Георгия Струве «Я хочу увидеть музыку», которую исполнял его знаменитый детский хор «Пионерия» и все участники праздника, мне пришлось бежать в Большой зал консерватории.

Там в этот вечер звучали песни и романсы в исполнении студентов Школы оперного пения Галины Вишневской. Они, конечно, уже получили профессиональное образование в вузах, но школа великой певицы - нечто особенное. Как говорит сама Галина Павловна, свое учебное заведение она задумала как промежуточный этап между вузом и профессиональной сценой. Ведь в консерваториях практически не уделяют внимания подготовке певца к сцене - актерскому мастерству, пластике, дикции... Это был первый выход учеников Вишневской на широкую публику, хотя за полтора года они уже сделали два оперных спектакля - «Руслан и Людмила» и «Царская невеста». Буквально накануне я побывала на премьере шедевра Римского-Корсакова на сцене школы. Замечательный спектакль, и ребята пели вполне профессионально (особенно порадовала дикция - все слова понятны, что в опере - редкость). Но чувствовалось: не совсем идеальная акустика не дает полного представления о вокале артистов. Зато как зазвучали голоса в БЗК! Да еще в сопровождении Национального оркестра народных инструментов им. Осипова под управлением Николая Калинина.

Особенно понравилась Наталья Боброва (сопрано). Она выступала на большой сцене впервые - и сразу такой успех. Владимир Байков (бас) московской публике уже хорошо знаком, а его исполнение романса «О, если б мог выразить в звуке...» стало кульминацией концерта.

Думаю, что Оксана Корниевская (меццо-сопрано), Оксана Лесничая (сопрано), Ольга Алексеева (меццо-сопрано), Валентин Суходолец (тенор), Илья Павлов (баритон), Сергей Балашов (тенор), Илья Астахов (бас), Александр Касьянов (бас-баритон, кстати, он лауреат «Романсиады») - замечательное пополнение в рядах российских певцов. Галина Павловна (для каждого она подбирала репертуар специально) учениками осталась довольна и сказала, что все справились с поставленной задачей.

На следующий день в Рахманиновском зале выступали юные музыканты Детской международной благотворительной программы «Школа муз». Концерт был не совсем обычный. Ребята играли в честь ее создателя и руководителя - пианистки и педагога Лигии Йоновны Трякиной, которая отметила юбилей. А и у «Школы муз» это был 500-й концерт! Двойной праздник для музыкантов стал праздником и для слушателей. Об этом творческом объединении было немало публикаций в нашей газете. Поверьте на слово: молодые музыканты, имена которых уже начинают появляться в филармонических афишах, скоро заставят говорить о себе во весь голос. Вот они - Валентин Урюпин (кларнет), Александра Федотова (скрипка), Евгений Румянцев (виолончель), Станислав Ярошевский (флейта), Юлия Воронцова (фортепиано), Дмитрий Терентьев (флейта)...

Всего три концерта в главных филармонических залах Москвы (кстати, везде был аншлаг), а сколько впечатлений!

Наверх